Отек мозг для детей операция

Отек мозг для детей операция thumbnail

Онкозаболевания среди детей встречаются все чаще. Если следить за состоянием здоровья ребенка, болезнь можно выявить на ранних стадиях, поскольку рак головного мозга проявляется разного рода неврологическими нарушениями. Выживаемость на данном этапе самая высокая. Опухоли головного мозга у детей могут быстро прогрессировать в зависимости от стадии развития и злокачественности.

Признаки и симптомы рака мозга у детей

Опухоли головного мозга у детей на начальных стадиях практически не проявляют симптомов. Заподозрить болезнь можно только в том случае, если внимательно следить за психоэмоциональным состоянием ребенка. Он становится вялым, сонливым, пассивным. Ранее активный ребенок теряет интерес к увлечениям, играм. Тревожным признаком, на который чаще всего обращают внимание родители, является возникновение судорожных эпилептиформных припадков.

Симптомы опухоли головного мозга у ребенка-грудничка проявляются капризами и постоянным беспричинным плачем. В таком возрасте увеличивается размер головы, набухает родничок.

глиома

По мере прогрессирования болезни проявляются следующие симптомы при опухоли головного мозга у детей:

  • беспричинная рвота у детей и тошнота;
  • нарушения координации движений;
  • головокружение;
  • головная боль;
  • потеря сознания;
  • расстройства сна;
  • кровотечения из носа;
  • проблемы с дефекацией и мочеиспусканием;
  • проблемное дыхание;
  • нарушения речи;
  • судороги;
  • ухудшение слуха и зрения.

ребёнок

Эти признаки связаны с отечностью мозга и повышением внутричерепного давления. В зависимости от локализации новообразования симптомы могут отличаться.

Отток ликвора не нарушается при опухолях ствола головного мозга. Если патология доброкачественная, такое новообразование может не проявлять себя десятки лет.

Даже доброкачественное новообразование у ребенка нужно незамедлительно лечить, поскольку в результате сдавливания тканей нарушается мозговое кровообращение. У детей это приводит к проблемам с чувствительностью, нарушениям слуха и зрения, а также психическим расстройствам.

Причины рака головного мозга у детей

Причины, по которым возникает рак в мозге у детей, окончательно не установлены. По мнению медиков, основную роль играет наследственность и вредные привычки матери, которыми она злоупотребляла при беременности.

Патология часто развивается после инфекционных или других заболеваний, перенесенных беременной женщиной. Часто она возникает как осложнение после родов.

Отек мозг для детей операция

Классификация

Опухоли мозга у ребенка возникают из клеток самого мозга (первичные), либо развиваются из метастазов, занесенных с током крови из других органов (вторичные).

По уровню злокачественности они делятся на 4 степени. Опухоли, относящиеся к первой или второй степени, менее агрессивны, удаляются с помощью операции, прогноз благоприятен. Новообразования третьей и четвертой степени злокачественности лечатся сложно и часто приводят к рецидивам.

stvol-and-mozzecek

В зависимости от локализации выделяют несколько видов опухолей мозга:

  1. Оболочечные (менингиома). Диагностируются у 25% больных.
  2. Нейроэпителиальные (глиома). Болезнь наблюдается в 70% случаев. Часто возникает глиома хиазмы.
  3. Дизэмбриогенетические. Закладываются внутриутробно, чаще поражают мозжечок. Такая злокачественная опухоль головного мозга у детей проявляется в возрасте 4-10 лет.
  4. Опухоли гипофиза (аденома, краниофарингиома). Отличаются доброкачественностью, медленным ростом. Встречаются у 12% больных.
  5. Опухоли из кроветворных тканей (гранулоцитарная саркома, лимфома).
  6. Невриномы (опухоли нервов). Патология доброкачественная, легко лечится.
  7. Метастатические (карцинома, хордома).
  8. Неклассифицируемые.
  9. Смешанные.

мозг ребенка

Стадии

Каждая стадия опухолей головного мозга у детей имеет свои симптомы. Выделяют 4 стадии развития рака:

  • 1 стадия – протекает без симптомов. Поскольку опухоль только начала формироваться, лечение на этом этапе показывает высокие результаты;
  • 2 стадия – для нее характерен активный рост клеток опухоли. Болезнь переходит на здоровые ткани. Несмотря на это, прогноз благоприятный, выживает 75% пациентов;
  • 3 стадия – проявляется метастазами в лимфатические узлы. У больного развивается внутричерепная гипертензия. Признаки опухоли мозга у детей замечаются чаще именно на этом этапе, когда нет гарантий выздоровления;
  • 4 стадия – характеризуется разрастанием рака во всех частях мозга. В детской онкологии поддерживают состояние таких пациентов, но удалить опухоль в данном случае невозможно. Если болезнь достигла последнего этапа, опухоль поражает весь орган и становится неоперабельной. Прогноз неблагоприятный.

Диагностика

Для диагностирования болезни нужен осмотр педиатра и невролога. Врач-педиатр собирает анамнез; ему важна информация, были ли ранее в семье больные раком. Может также понадобиться консультация врача-офтальмолога, который при осмотре глазного дна  может обнаружить признаки высокого внутричерепного давления.

Диагностика опухолей головного мозга у детей предполагает обследование у невролога. Он устанавливает поврежденную область, исследуя рефлексы и двигательные нарушения больного. Для определения двигательных нарушений ребенка просят подвигать головой, руками и ногами, улыбнуться. Проверяется также координация, тактильная чувствительность. Последнюю определяют покалыванием.

диагностика опухоли мозга

Чтобы диагностировать опухоль головного мозга у ребенка, применяются инструментальные методики:

  • МРТ;
  • КТ;
  • УЗИ;
  • позитронная эмиссионная томография;
  • рентгенография и др.

МРТ позволяет определить не только локализацию опухоли, но и ее характер, состояние окружающих тканей, наличие метастазов. Методика более эффективна, чем компьютерная томография. При ее применении не требуется пункция.

При подозрении на отек головного мозга у новорожденных опухоль выявляют с помощью нейросонографии (УЗИ), через родничок.

Перед операцией по удалению новообразования, необходима биопсия. Она позволяет определить тип опухоли и выбрать правильное лечение. Процедуру осуществляют тонкой иглой. В ряде случаев провести биопсию до операции не представляется возможным. Тогда изучают образец ткани опухоли, полученный уже в ходе хирургического вмешательства.

Читайте также:  Глазные капли при отеке и покраснении век

пучеглазый малчик

Спинальная пункция

Спинальную пункцию проводят при подозрении на злокачественность патологии. Процедура подразумевает забор спинномозговой жидкости (ликвора) на анализ. Берут ее с помощью пункционной иглы, имеющей расширение на конце.

При повышении давления ликвора, для удаления излишков жидкости, также проводится пункция.

Однако эта процедура применяется у детей с подозрением на опухоль мозга редко. Она имеет несколько противопоказаний, среди которых:

  • объемная опухоль;
  • сильная отечность органа:
  • выраженная гидроцефалия;
  • резкий рост внуричерепного давления.

При таких состояниях пункция повышает вероятность вклинивания осевых структур мозга в большое затылочное отверстие. Отводить ликвор при этом нельзя. Если же манипуляцию провели и замечены признаки вклинивания, требуется ввести жидкость назад через иглу.

Пункцию не проводят при большой кровопотере, проблемах со свертываемостью крови, аневризме сосудов, проходящих в мозговых структурах.

опухоли головы

Лечение

Выбор методики лечения осуществляют с учетом локализации опухоли, ее размеров. Учитывается также:

  • состояние больного;
  • стадия болезни;
  • вид опухоли;
  • есть ли рост внутричерепного давления.

Для лечения рака головного мозга у детей применяется:

  • оперативное удаление опухоли;
  • лучевая терапия;
  • химиотерапия.

Лечение опухоли головного мозга у ребенка при первых признаках болезни будет более успешным, поэтому родителям необходимо быть внимательным к состоянию здоровья ребенка, особенно новорожденного.

опухоли головного мозга у детей

Хирургическое лечение

Основным показаниемк операции является быстрый рост и доступное расположение новообразования. Чаще ее проводят под общим наркозом, но при локализации вблизи речевых центров необходимо местное обезболивание. Ребенку в такой ситуации периодически нужно общаться с врачами, чтобы не допустить нарушения речевых отделов мозга.

При расположении опухоли глубоко в тканях мозга операция не проводится, поскольку можно задеть жизненно важные структуры.

Успех операции маловероятен, если опухоль находится возле сосудов. Она могла успеть дать метастазы.

Основной вопрос родителей при операции по удалению опухоли головного мозга относится к тому, сколько идет вмешательство. Как правило, врачи успевают устранить опухоль за 2-4 часа. Время зависит от размеров новообразования.

трепанация

Лучевая терапия

Эта методика имеет огромное значение при наличии метастазов. Она справляется и со злокачественными, и с доброкачественными опухолями. Данный способ лечения применяется в тех случаях, когда оперировать больного не представляется возможным.

После операции также проводят облучение с целью уничтожения возможных остатков новообразования.

химиотерапевтический препарат

Химиотерапия

К химиотерапевтическим препаратам относятся Темодал, Авастин, Винкристин, Кармустин и др. Они оказывают цитостатическое действие на клетки опухоли, блокируют ее рост. Для усиления эффекта химиотерапии в организм ребенка вводятся цитотоксины – специфические антитела. К сожалению, все эти препараты имеют множество побочных действий.

Методика используется в комплексе с лучевой терапией и операцией, чтобы максимально уменьшить размер патологии. Химиопрепараты вводят внутривенно, перорально или через катетер в спинномозговую жидкость.

локализация метастаз

Послеоперационное лечение

Даже после удаления опухоли в мозге могли остаться ее патологические клетки. Поэтому лечение ребенка продолжают с помощью химиотерапии и облучения. После хирургического вмешательства возможны рецидивы болезни. Произойти это может даже через несколько лет. По этой причине требуется периодически проходить КТ и МРТ.

Реабилитация после удаления опухоли головного мозга у ребенка включает физиотерапевтические процедуры, массаж, ЛФК, контроль за питанием. В диете нужно ограничить мясо за счет увеличения количества овощей и фруктов.

Болезнь может вернуться в любой момент, поэтому при первых признаках рака головного мозга у подростка необходимо обратиться к врачу.

Ребенку необходимо объяснить, что ему нужно беречься солнца, а подросток должен понимать, что вредные привычки могут спровоцировать рецидив опухоли.

профилактика

Прогноз – сколько живут после операции

Прогноз зависит от стадии развития новообразования. Имеет значение расположение опухоли и возраст больного, а также наличие метастазов. Если опухоль распространилась на другие части мозга или органы, прогноз ухудшается. На третьей стадии болезнь вылечить практически нереально.

На последнем, четвертом этапе, все действия врачей направлены на снятие симптомов, уменьшение болей. Летальный исход неотвратим.

Успех лечения даже на начальных стадиях, когда выживаемость высокая, зависит от настроя больного и его родственников.

Заключение

Если ребенку был поставлен диагноз «опухоль головного мозга», родители не должны отчаиваться. В большинстве ситуаций новообразование можно удалить, если оно не затрагивает важные нервные центры и расположено в зоне хирургического доступа.

Дольше всего развиваются поражения ствола, поэтому родителям нужно быть внимательными к изменениям в поведении и психике ребенка.

Источник

https://sn.ria.ru/20170407/1491765183.html

Как вернуть к нормальной жизни детей, перенесших опухоль мозга

Подопечные фонда Константина Хабенского после агрессивного лечения сталкиваются с массой проблем, решить которые помогает именно системная реабилитация. О том, что она из себя представляет и какую работу проделывает ребенок во время занятий, рассказывают логопед Анастасия Балакирева и психолог Ольга Кудинова.

Читайте также:  Отек при переломе фото

2017-04-07T16:32

2017-04-07T16:32

2020-03-03T03:44

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/sharing/article/1491765183.jpg?14917588331583196281

россия

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2017

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, детские вопросы, здоровье, благотворительный фонд константина хабенского, жизнь без преград

16:32 07.04.2017 (обновлено: 03:44 03.03.2020)

Подопечные фонда Константина Хабенского после агрессивного лечения сталкиваются с массой проблем, решить которые помогает именно системная реабилитация. О том, что она из себя представляет и какую работу проделывает ребенок во время занятий, рассказывают логопед Анастасия Балакирева и психолог Ольга Кудинова.

Говоря об онкологических больных, под словом «лечение» обычно понимают операцию, химио- и лучевую терапию. Но достаточно ли этого для того, чтобы почувствовать себя здоровым и вернуться к нормальной жизни?

Алена Мешкова, директор Благотворительного фонда Константина Хабенского, объясняет: «Когда заходит разговор о наших подопечных — детях с опухолями мозга — ни у кого не вызывает сомнений, что им необходимо лечение. Но что подразумевается под этим словом и когда лечение можно считать оконченным, знают не все. Дело в том, что после операции на мозге у многих детей происходят серьезные когнитивные изменения. Одни учатся заново говорить и писать, другие сталкиваются с психологическими проблемами, сомнениями и страхами. Это страх снова пойти в школу, где тебя все забыли, страх публичных выступлений, комплексы по поводу внешнего вида. Вернуться к нормальной жизни и избавиться от этих проблем детям помогает системная реабилитация. Это занятия с психологом, логопедом и другими специалистами. У фонда есть отдельная программа под названием «Терапия счастья», в рамках которой мы как раз и делаем все для того, чтобы наши подопечные получили шанс снова жить так, как их сверстники: ходить на уроки, проводить время с друзьями и ничего не бояться».

Подопечные фонда Константина Хабенского после агрессивного лечения сталкиваются с массой проблем, решить которые помогает именно системная реабилитация. О том, что она из себя представляет и какую работу проделывает ребенок во время занятий, рассказывают логопед Анастасия Балакирева и психолог Ольга Кудинова.

— Зачем нужна реабилитация? Почему нельзя просто отправить ребенка домой после успешной операции и проведенной химиотерапии?

Анастасия Балакирева: В результате болезни у ребенка нарушаются многие функции. После операции на мозге и химиотерапии многим детям приходится заново не только учиться ходить, жевать и глотать, но и говорить и писать. Обойтись без помощи специалистов практически невозможно, потому что спонтанное восстановление распавшихся умений и знаний будет протекать медленнее, что повлечет за собой новые трудности: ребенок не сможет пойти вовремя в школу, вернуться в свой класс и усвоить новые знания.

Взрослые дети школьного возраста могут находиться в затяжной депрессии, страдать от изменений во внешности, стесняться, выбирать уединенный образ жизни, тем самым увеличивая риск рецидива заболевания. Поэтому своевременная поддержка ребенка и его семьи в послеоперационный период очень важна.

— Почему нельзя ограничиться физической реабилитацией? Разве не главное — сделать так, чтобы ребенок снова мог уверенно ходить, бегать и прыгать?

Ольга Кудинова: Эмоциональное, физическое и интеллектуальное состояние ребенка должно восприниматься как единое целое. Если ребенок не пройдет период восстановления когнитивной деятельности, его коммуникация с внешним миром будет нарушена. В жизни ребенка, у которого не восстановлены речь и мышление, память и восприятие, волей-неволей появятся вторичные изменения — отставание в развитии, вынужденное домашнее обучение и так далее. Так как во время болезни внешний мир для ребенка часто ограничен его семьей, то мы проводим работу и с родителями.

— А при чем же здесь родители? Ведь болеет ребенок…

Анастасия Балакирева: Родители заболевшего ребенка переживают колоссальный хронический стресс с момента постановки диагноза и не прекращают испытывать его долгие годы даже во время ремиссии. В период болезни родители относятся к своему чаду как к хрустальной вазе, выполняя все просьбы и желания, потакая всем требованиям и капризам. В результате такой гиперопеки, безусловно, происходят изменения в поведении ребенка. А по окончании лечения семья сталкивается с проблемой возвращения ребенка в нормальную социальную среду, и в этот момент изменения, произошедшие в отношении к ребенку, дают о себе знать. Как вернуть ребенка в прежнее состояние? Как с ним взаимодействовать? Как отпустить его в школу, магазин или летний лагерь? Мы помогаем найти ответы на эти вопросы.

— Как выбираются специалисты и формируется программа для конкретного ребенка? Возможна ли такая ситуация: два ребенка прошли одинаковые курсы реабилитации, но результаты у них разные?

Анастасия Балакирева: Каждый человек индивидуален. Результаты операции, химиотерапии и лучевой терапии, возможности мозга и реабилитационный потенциал у всех разные. Не существует двух абсолютно одинаковых детей, поэтому и результаты после реабилитации разные. В нашем центре работают логопед, клинический психолог и нейропсихолог. Какие занятия нужны конкретному ребенку, мы понимаем после первичной диагностики.

При общей включенности ребенка и вовлеченности родителей два курса — восстанавливающий и закрепляющий, каждый длиной три месяца — дают хорошие результаты. Но, если и после них остаются неразрешенные вопросы, ребенку может понадобиться дополнительная помощь. Результативность нашей работы зависит и от того, получает ли ребенок параллельно медицинское лечение. Стоит учитывать, что эти процессы взаимосвязаны. Та же самая химиотерапия часто влияет на состояние ребенка, иногда занятия приходится отменять, и трехмесячный курс растягивается на более длительное время.

Читайте также:  Отек слизистой носа чем лечить

— Клинический психолог, нейропсихолог и логопед — зачем так много специалистов? Что делает каждый из них?

Анастасия Балакирева: Мозг и центральная нервная система — это своего рода центр управления, от которого зависит функционирование всего организма. Если мозг поврежден, структура речевого дефекта будет иметь более выраженный характер, чем в каком-либо другом случае. Работа логопеда очень разносторонняя: начиная с восстановления функций жевания и глотания до развития устной и письменной речи.

Ольга Кудинова: Работа нейропсихолога направлена на восстановление пространственного восприятия, коррекцию памяти, мышления и воображения. Часто после операции ребенок не владеет своим телом, забывает, где правая, а где левая рука. Когда у ребенка есть патология в развитии, многие навыки просто не формируются. Периоды, в которые ребенок должен определенным образом развиваться, часто просто вылетают из жизни из-за болезни, и эти пробелы необходимо восполнять.

Во время занятий с нейропсихологом ребенок учится правильно дышать, начинает ползать — сначала на животе, затем на четвереньках. Учится плавно следить за движущимися предметами и видеть происходящее целиком, а не урывками.

Чтобы занятия были по-настоящему эффективными, дома ребенок каждый день должен заниматься в течение 40-60 минут.

Клинический психолог занимается коррекцией поведения и мотивацией ребенка. Например, во время болезни некоторые дети перестают ощущать собственные эмоции, не чувствуют боли, страха и постепенно перестают понимать чувства других людей. Чтобы восстановить эмоциональный интеллект и расширить спектр дифференцируемых эмоций, ребенку необходимо выполнять определенные упражнения: учиться распознавать эмоции людей на картинках, вспоминать случаи из жизни, когда сам чувствовал себя так же, например плакал или смеялся».

— Какую работу во время занятий проделывает ребенок? Важна ли его мотивация?

Анастасия Балакирева: Все наши дети — герои. Они проделывают огромную работу, которая требует определенной самоорганизации, высокой концентрации внимания и воли к победе. Обязательным условием успешной реабилитации является выполнение домашних заданий и активное вовлечение всей семьи. Если не будет работы дома, не будет и результата. В ходе самостоятельной и совместной работы дети сталкиваются с проблемами, которые не приходят в голову здоровому человеку. Отслеживать дыхание и положение языка во время речи, различать твердые и мягкие согласные, написать слитно целое слово ровным почерком — все это для наших пациентов очень тяжело. Дети дошкольного возраста учатся этому впервые, а те, кто заболел во время обучения в школе, вынуждены учиться заново.

Ольга Кудинова: Ребенка не всегда легко уговорить что-то сделать. Поиск правильного мотива — кропотливая работа специалистов и родителей, ведь никто не знает ребенка лучше, чем они. Тем не менее родители не всегда умеют найти правильный ключ к взаимодействию с ребенком. Очень часто в качестве мотивации они используют, например, разрешение поиграть в игру на планшете, что в корне неправильно. Вернуть себе авторитет, взаимодействовать с ребенком по-новому — вот какую задачу приходится решать родителям.

— Может ли ребенок после лечения вернуться в тот же класс, в котором он был? Или ему обязательно оставаться на второй год?

Анастасия Балакирева: Во время лечения дети выпадают из школьной жизни на период от нескольких месяцев до нескольких лет. И оставаться на второй год, видеть своих одноклассников, которые ушли далеко вперед, для них очень болезненно. Поэтому если позволяет состояние ребенка, то, несмотря на пробелы в знаниях, образовавшиеся за время болезни, мы рекомендуем продолжать обучение без потери года. Ведь психологическое состояние гораздо важнее, чем знание лишнего параграфа. Академические упущения со временем устраняются: сначала мы готовим ребенка к школе по ускоренной программе, затем он начинает учиться, что-то улавливает во время школьных уроков, а что-то во время домашних занятий с родителями или репетиторами. Обучение с потерей класса чревато новыми проблемами, и лучше этого избежать.

— Можно ли ребенка после реабилитации считать выздоровевшим?

Анастасия Балакирева: Само понятие здоровья очень относительно. Для нас самое главное — насколько адаптирован ребенок с бытовой, социальной и психологической точек зрения, насколько он жизнерадостен, получает ли удовольствие от жизни и от общения. Если да — значит, у нас все получилось и ребенок здоров.

— Следите ли вы за состоянием детей, прошедших у вас реабилитацию?

Анастасия Балакирева: Да, мы стараемся поддерживать связь с семьями и интересуемся их жизнью. Мы всегда готовы ответить на вопросы, возникающие у самого ребенка и его родителей, и с радостью включаемся в процесс дальнейшего восстановления. Во время процесса реабилитации, борьбы с последствиями тяжелой болезни мы становимся близки, поэтому, даже не встречаясь по делу, все равно делимся новостями и переживаниями, поздравляем друг друга с праздниками.

* * *

Благотворительный Фонд Константина Хабенского с апреля 2008 года помогает детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга вовремя получать всю необходимую медицинскую помощь и скорее возвращаться к полноценной жизни. Больше информации — на сайте www.bfkh.ru.

Подпишитесь на рассылку «Социальный навигатор»Спасибо, вам отправлено письмо со ссылкой для подтверждения подписки

Источник