Отек после операции третий день

Отек после операции третий день thumbnail

Отеки после операции — это распространенное явление после хирургического вмешательства на любой части тела. Отечность образуется по причине скапливания большого количества лимфы в поврежденных тканях. Данный процесс является ответом иммунной системы, которая старается обеспечить нормальное функционирование организма человека, даже несмотря на недавнее оперативное вмешательство. Рассмотрим в статье более подробно причины появления отечности, способы снятия отеков и методы лечения.

Послеоперационные отеки

Почему появляется отечность?

После повреждения мягких тканей отек появляется практически всегда, однако может иметь разную выраженность. На степень проявления отечности после операции оказывают влияние следующие факторы:

  • образ жизни пациента;
  • индивидуальные особенности организма;
  • состояние здоровья;
  • придерживается ли пациент всех рекомендаций врача;
  • состояние лимфатической и иммунной систем пациента.

В большинстве случаев уменьшение отека на лице после операции напрямую зависит от того, какие усилия прилагает больной после операции для восстановления здоровья в реабилитационный период. Соблюдение всех предписаний врача позволит улучшить состояние здоровья в минимально короткие сроки. Заниматься самолечением в данной ситуации не рекомендуется, это может привести к ухудшению состояния.

Отечность на лице

Виды отеков

Отеки условно делятся на несколько видов:

  • местные или локальные, которые образуются в определенных участках тела;
  • общего кровообращения, что образуются в разных местах одновременно из-за нарушений в работе внутренних органов.

Почему после операции отек появляется около пораженного участка кожи, подскажет только квалифицированный врач.

Отечность ног

Продолжительность

Сколько времени отекает рука после операции или нога, напрямую зависит от масштабности и сложности хирургического вмешательства. С целью минимизации риска появления воспалительной реакции пациенты в послеоперационный период должны находиться под постоянным наблюдением врача.

Согласно медицинской статистике, отечность после снятия повязки остается еще 14-21 день. После операции важно постоянно наблюдаться до момента заживления раны не только у лечащего врача, но и у нефролога.

Чем опасен отек

Даже после самой незначительной операции может сформироваться отечность, однако никакой опасности для здоровья пациента она не несет. Согласно медицинской статистике, отекать нога после операции или рука может уже через 24-48 часов после операции, и так же после такого же промежутка времени симптоматика исчезает, при этом не оставляя никаких следов.

Не стоит паниковать в случаях, если:

  • припухлость имеет небольшие размеры;
  • оттекла только та часть тела, где ранее была выполнена операция;
  • набухла та травмированная конечность, на которую была оказана большая нагрузка.

Бить тревогу нужно, если одновременно с появлением отека после операции наблюдаются сбои в работе печени, почек и сердца. В данной ситуации стоит немедленно обратиться к врачу.

Осложнения отеков

Осложнения

В период проведения оперативного вмешательства организм пациента поддается сильной нагрузке, поэтому отечность может сопровождаться тромбозом, застоем крови и межклеточной жидкости. Рассмотрим более детально типы осложнений.

Тромбоз после операции возникает преимущественно у пациентов преклонного возраста. Опасна эта патология тем, что не имеет видимых симптомов, поэтому диагностировать его на первой стадии развития довольно сложно. В тяжелых случаях может возникнуть тромфоэмболия легочной артерии. Обнаружить заболевание можно только с помощью проведения УЗИ.

О застое крови и межклеточной жидкости свидетельствует отечность шеи, конечностей и области вокруг глаз, которая может появляться как после операции, так и в виде самостоятельной патологии. Если у пациента были проблемы с сердцем или с почками, то после хирургического вмешательства имеющиеся заболевания могут усугубиться.

Основные принципы терапии послеоперационных отеков

Эффективное устранение отечности напрямую зависит от строгого соблюдения принципов лечения. Симптоматическая терапия включает следующие мероприятия:

  • уменьшение количества потребляемой воды;
  • снижение употребления пищи с большим содержанием соли;
  • проведение контроля суточного диуреза;
  • прием мочегонных средств с целью выведения излишка жидкости в организме;
  • проведение контроля уровня электролитов в крови, а особенно калия.

Рекомендации врачей

Рекомендации врачей

Как снять отек после операции, посоветуют квалифицированные врачи. Конечно же, нужно ограничить прием теплой ванны или душа. Вместо этого разрешается принимать контрастный душ или же ополаскивать определенные участки тела прохладной водой. Это позволит избавить ткани от скопления жидкости.

В обязательном порядке рекомендован отдых и покой после операции. Голову во время сна следует приподнять с помощью подушек. В период реабилитации нужно отказаться от долгих просмотров телевизора и чтения книг, чтобы не перенапрягать организм.

Во время заживления отека после операции не рекомендуется употреблять алкогольные напитки, соленую и жареную пищу, острые блюда. Следует отказаться от кофе и газированных напитков, так как они усиливают отечность, задерживая воду в организме.

Уменьшить боль, которая сопровождает отечность

Для уменьшения болевых ощущений, которые в большинстве случаев могут сопровождать патологию, врачи рекомендуют прикладывать холодные компрессы или пузырь со льдом. Длительность процедуры 10-15 минут, после чего воспаление и отечность уменьшаются. В некоторых случаях можно использовать прохладные компрессы на основе отваров лекарственных трав, например, зверобоя или подорожника. Такие процедуры не только уменьшат отеки, но и значительно ускорят процесс заживления послеоперационных ран. Применять вышеупомянутые методы в восстановительной терапии можно только после согласования с лечащим врачом. В ином случае может возникнуть аллергическая реакция, которая только усугубит состояние пациента.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия

Уменьшить отечность вполне возможно с помощью разных лекарственных препаратов, которые применяются только по назначению врача. Отличным вариантом станет использование мазей и гелей, основное действие которых направлено на ускорение оттока лимфы и минимизации гематомы. Могут быть прописаны противовоспалительные средства, противоотечные компрессы, а также наружные препараты с экстрактом медицинской пиявки.

Как убрать отечность с помощью народных средств

После операции сильные отеки можно убрать не только с помощью медикаментозной терапии, но и благодаря средствам народной медицины. Основная цель применения собственноручно приготовленных отваров — это выведение лишней жидкости, которая скапливается в мягких тканях. Действенными методами можно считать следующие рецепты:

  1. Чтобы снять отечность с нижних конечностей, используется настой ромашки или зверобоя. В мягкие ткани можно втирать оливковое масло или накладывать компрессы на основе уксуса. Также снять воспаление поможет настой валерианы, которым протираются пораженные участки кожи.
  2. Отеки после операции на лице в домашних условиях можно убрать с помощью протирания кожи кусочками льда из настоя ромашки или чая. Уменьшить послеоперационный отек можно с помощью прикладывания сырого картофеля и огурца к воспаленным местам.
  3. Можно также применять настой на основе спорыша. Сухая смесь травы заливается крутым кипятком. Настаивается отвар несколько часов, после чего принимается внутрь несколько раз в сутки.
  4. Достаточно популярным средством является сок алоэ, который быстро и эффективно снимает воспаление и болевые ощущения. К пораженному участку прикладываются разрезанные листки алоэ и выдерживаются 2-3 часа.

Лечение средствами народной медицины

Снять отечность после операции с лица

Чтобы избавиться от послеоперационного отека, который возник на лице, стоит легко массировать пострадавшие участки кубиками льда из ромашкового чая. Отличным вариантом станет применение масок из сырого картофеля и огурца. Протирание лица отваром из листьев зеленого чая позволит не только убрать отечность, но и быстро тонизировать кожные покровы.

На самом деле в большиестве случаев отеки после хирургического вмешательства не представляют опасности для здоровья человека, но все-таки от них стоит быстрее избавиться. Перед тем как использовать средства народной медицины, следует проконсультироваться с лечащим врачом. Это позволит избежать появления аллергической реакции или ухудшения общего состояния здоровья.

Источник

Как выглядит отек после операции на лицеОдним из часто встречающихся явлений после операции является отек. Очень заметным становится отек после операции на лице, который приводит к ухудшению внешнего вида, настроения и самочувствия пациента.

В случае запущенности отеков возможны дальнейшие осложнения, поэтому лучше избавиться от такой проблемы вовремя и правильно, иначе могут возникнуть последствия серьезного характера.

Отек после операции на лице может появиться в результате даже незначительного хирургического вмешательства. Если целостность тканей нарушена, в большинстве случаев отек появится обязательно.

Внимание

Отек можно считать реакцией организма на повреждение тканей. Такое явление представляет собой определенное количество жидкости, которое было накоплено тканями.

После операции на определенном участке лица проявляется скапливание лимфы в месте поврежденных тканей. Такие скопления, в свою очередь, появляются из-за усиленной работы иммунной системы, которая пытается обеспечить нормальное функционирование и полноценную деятельность организма, несмотря на недавнее хирургическое вмешательство.

Еще одной причиной появления отека на лице после операции может послужить процесс воспалительного характера.

Воспалительный процесс может возникнуть вследствие несоблюдения рекомендаций врача пациентом, а также в результате внешних факторов, к примеру, заболевание простудой или воздействие ветра на лицо. В таких случаях у пациента проявляется повышенная температура кожного покрова лица и покраснения.

После операции отек на лице проявляется почти всегда, только у каждого пациента он имеет ту или иную форму степень.

Основными факторами, которые влияют на степень отечности, являются:

  • индивидуальные характерные отличия организма пациента;
  • состояние и функционирование иммунной системы;
  • придерживание или несоблюдение рекомендационных предписаний врача;
  • общее состояние здоровья;
  • образ жизни пациента.

Как снять послеоперационный отек в домашних условияхВ большинстве случаев быстрое избавление от отеков на лице после операции зависит, в основном, от приложенных усилий пациента, а также точного соблюдения рекомендаций для реабилитационного периода. В случае достаточно длительного времени наличия отечности и отсутствия проявления малейших признаков ее уменьшения, следует немедленно обратиться к опытному врачу.

Как правило, отек начинает проявляться «во всей своей красе» на второй или третий день после проведения операции.

Уже через несколько дней при условиях правильного ухода, отечность существенно уменьшится, а ко второй неделе после хирургического вмешательства отек и вовсе исчезнет. Но, большинство пациентов зачастую интересуются самыми эффективными методами для избавления от отека после операции на лице.

Послеоперационный отек на лице и избавление от него

Следует постараться придерживаться некоторых рекомендаций, которые помогут устранить послеоперационный отек на лице быстрее.

  1. Ограничить расход горячей воды. Не следует умывать лицо горячей водой, также не рекомендуется принимать горячий душ или ванну с горячей водой. Лучшим вариантом станет контрастный душ, который поможет избавиться от скопления жидкостей в тканях. Насчет горячей воды следует также упомянуть, что нужно отказаться и от походов в баню или сауну. Нельзя проводить много времени на открытом воздухе в знойную и жаркую погоду, так как долгое время под воздействие солнца может привести к увеличению отечности.
  2. Первые 2-3 дня после проведения операции необходимо обеспечить холодные компрессы для лица или для конкретно определенного участка. Как альтернативу можно использовать холодные листы капусты. Прикладывать холодные компрессы нужно каждые 3-4 часа.
  3. Отдых и покой. После операции следует позаботиться о полном покое и полноценном отдыхе для пациента. Немаловажным пунктом является рекомендация держать голову немного приподнятой во время сна. Также следует избегать напряжения для лица различного характера, к примеру, долго сидеть за компьютером или смотреть телевизор, допоздна читать книгу или использовать частую и активную мимику. Нужно также на некоторое время отказаться от тренировок в спортзале или фитнес-клубе, утренних пробежек и прочих физических занятий.
  4. Правильно составленный рацион. Прежде всего, пациент должен исключить из приема в пищу продукты, которые могут повлиять на увеличение отечности. Не следует пить слишком много жидкости, а также потреблять соленую еду, особенно перед сном. Соль рекомендуется вообще исключить из рациона на определенное время. Также употребляемые в пищу продукты должны содержать минимум натрия. Нельзя распивать спиртные напитки, которые влияют на процесс кровообращения и приводят к увеличению отеков.
  5. После операции следует избегать нагрузок для организма как физических, так и моральных. Любая стрессовая ситуация или физическое переутомление будут способствовать дальнейшему развитию отечности.
  6. Необходимая помощь специалиста. Если самостоятельно от послеоперационного отека на лице избавиться все же не удалось, тогда следует обратиться к врачу. Возможно, что потребуются дополнительные массажи или упражнения специального назначения для уменьшения отечности. Врач также может назначить препараты мочегонного действия, которые помогут быстро избавиться от жидкостей в организме. В некоторых случаях специалист назначает уколы гормонального воздействия, но следует знать, что они далеко не всем пациентам подходят. Поэтому обращаться следует только к профессионалам и опытным врачам.

Как снять отек с лица после операции быстро и эффективно

Существуют некоторые методы, которые позволят быстро избавиться от послеоперационного отека на лице в домашних условиях:

  1. Необходимо протирать лицо или определенный участок лица кубиками льда. Причем лед можно сделать заранее из чая или ромашкового настоя.
  2. Можно сделать маску, для которой нужно заварить пару ложек листьев зеленого чая, настоять, процедить, остудить и с помощью тампонов или полотенца протирать лицо.
  3. От послеоперационного отека на лице быстро поможет избавиться сырой картофель или огурец.

Следует помнить, что быстрое исчезновение послеоперационного отека на лице зависит, в основном, от ответственности пациента, а также индивидуальных характеристик его организма.

Источник

Õèðóðã.

Ìíîãî ëåò íàçàä, â âîñüìèäåñÿòûå ãîäû äâàäöàòîãî âåêà, êîãäà ÿ ðàáîòàë ïîëîñòíûì õèðóðãîì, äîâåëîñü ïðèñóòñòâîâàòü íà îäíîé ñîâìåñòíîé êëèíèêî-ïàòîëîãîàíàòîìè÷åñêîé êîíôåðåíöèè. Ñëó÷àé áûë íåïðîñòîé â ïîëèòè÷åñêîì ïëàíå: ïîñëå îïåðàöèè, íà ôîíå áëàãîïðèÿòíîãî ïðîãíîñòè÷åñêîãî òå÷åíèÿ, âíåçàïíî ñêîí÷àëñÿ èçâåñòíûé â ðåñïóáëèêå îòâåòñòâåííûé ïàðòèéíûé ðàáîòíèê, ÷ëåí îáêîìà ïàðòèè. Ïîñëåäíÿÿ, åñëè êòî ïîìíèò, î÷åíü íå ëþáèëà òåðÿòü â ñâîèõ ñïëî÷¸ííûõ ðÿäàõ ÷ëåíîâ, òð¸õ÷ëåíîâ è ìíîãî÷ëåíîâ, à óæ, åñëè ê ýòîìó äåëó ïðèëîæèëè ñâîè ðó÷îíêè «âðà÷è-âðåäèòåëè», òî îáúÿñíèòü èì «êòî â äîìå ãëàâíûé?» è «÷òî òàêîå õîðîøî è ÷òî òàêîå ïëîõî?» — áûëî äëÿ íå¸ äåëîì ñâÿòûì.  ïàðòêîì ëå÷åáíîãî ó÷ðåæäåíèÿ, ãäå ïðîèçîø¸ë ñåé ïå÷àëüíûé èíöèäåíò, èç îáêîìîâñêîãî àðõèïåëàãà áûëî ñïóùåíî «ìíåíèå» ðàçîáðàòüñÿ â ïðè÷èíàõ «âîïèþùåãî áåçîáðàçèÿ» è «ñäåëàòü ñîîòâåòñòâóþùèå îðãâûâîäû». Åñëè ïàðòèÿ ñêàçàëà: «Íàäî!» — ñëåäîâàëî îòâå÷àòü: «Åñòü!» — è äåëî çàâåðòåëîñü ñ êàëåéäîñêîïè÷åñêîé áûñòðîòîé.

Îïåðèðîâàâøèé ïàðòîêðàòà Õèðóðã, äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, áûë «íå ìàëü÷èêîì, íî ìóæåì» â ïðîôåññèè. Ñâîþ òðóäîâóþ äåÿòåëüíîñòü, ïî îêîí÷àíèè ìåäèíñòèòóòà â êîíöå ïÿòèäåñÿòûõ ãîäîâ ïðîøëîãî âåêà, îí íà÷èíàë â ãëóõîé ïåðèôåðèéíîé ó÷àñòêîâîé áîëüíè÷êå. Îïåðèðîâàòü ïðèõîäèëîñü ïðè ñâåòå êåðîñèíîâûõ ëàìï, ïàðàôèíîâûõ ñâå÷åé èëè àâòîìîáèëüíûõ ôàð, ñîãðåâàÿ õîëîäíóþ îïåðàöèîííóþ ãîðÿùèì â îöèíêîâàííîì òàçó ìåäèöèíñêèì ñïèðòîì. Ïî íî÷àì, óêðàäêîé, â ñòàðîé çàáðîøåííîé áàíå íà îêðàèíå ïîñ¸ëêà, îáëîæèâøèñü ó÷åáíèêàìè, îí îïåðèðîâàë óëè÷íûõ ñîáàê, îòðàáàòûâàÿ äî ñîâåðøåíñòâà è àâòîìàòèçìà ýòàïû ðåçåêöèè æåëóäêà èëè êèøå÷íèêà. Áûâøèé ñïîðòñìåí, íåêóðÿùèé è íåïüþùèé, âûðîñøèé â äàë¸êîé ëåñíîé äåðåâíå, áûë îäåðæèì æàæäîé çíàíèé è íåóòîìèìûì æåëàíèåì ñòàòü ïûòëèâûì ó÷¸íûì, õîðîøèì õèðóðãîì è äóìàþùèì, ãðàìîòíûì âðà÷îì-ïðîôåññèîíàëîì.

 ãîðáîëüíèöå, ãäå îí òðóäèëñÿ, åìó «ïîäñîâûâàëè» ñàìûå ñëîæíûå, ñêàíäàëüíûå è íåÿñíûå ñëó÷àè, çàáèðàÿ «áëàòíûõ» è «ñëèâêè» ñåáå, ñ óäîâîëüñòâèåì ñî ñòîðîíû íàáëþäàÿ çà åãî ìíîãî÷àñîâûìè ñëîæíåéøèìè îïåðàöèÿìè è ïîñëåäóþùèìè òèòàíè÷åñêèìè óñèëèÿìè ïî âûõàæèâàíèþ áîëüíûõ. Åìó çàâèäîâàëè ÷¸ðíîé çàâèñòüþ è íåíàâèäåëè âñåìè ôèáðàìè ñâîèõ áåñòàëàííûõ äóøîíîê òå, êòî ïîñëå èíñòèòóòà «ïðûãàë» ñíà÷àëà â îðäèíàòóðêó, ïîòîì â àñïèðàíòóðêó, à äàëåå àâòîìàòè÷åñêè ñòàíîâèëñÿ øòàòíûì ñîòðóäíèêîì õèðóðãè÷åñêîé êàôåäðû. «Ñâàäåáíûì ãåíåðàëîì», íå óìåþùèì âûïîëíèòü íè ãàñòðýêòîìèþ, íè ãåïàòèêîåþíîàíàñòîìîç, íè ãåìèêîëýêòîìèþ. Äà ÷òî òàì -òîìèè è -ýêòîìèè. Áûâàëè ñëó÷àè, êîãäà îíè ïðè ïëàíîâîì ãðûæåñå÷åíèè, âìåñòî ãðûæåâîãî ìåøêà, âñêðûâàëè ìî÷åâîé ïóçûðü è «ñòàðàòåëüíî» èñêàëè òàì ñîäåðæèìîå. Òàêèå «èíêóáàòîðñêèå» êàôåäðàëû íåðåäêî îáðàùàëèñü ê ãåðîþ íàøåãî ïîâåñòâîâàíèÿ ñ ïðîñüáîé ïîàññèñòèðîâàòü èì íà îïåðàöèè, à çàîäíî íàó÷èòü èõ óìó ðàçóìó è ðàñêðûòü ñâîé ñåêðåò, êàê õîòåëè â îäíîé ñêàçêå îò Ìàëü÷èøà-Êèáàëü÷èøà ïðîêëÿòûå áóðæóèíû. Õèðóðã íå îòêàçûâàë íèêîìó, èáî áûë îí áåñêîðûñòíûì ïîðÿäî÷íûì ÷åëîâåêîì, ÷åñòíî è ïðîôåññèîíàëüíî äåëàþùèì ñâî¸ äåëî, âåðèë â äîáðî è ñïðàâåäëèâîñòü. Âîò òîëüêî ñåìåíà ñâîè ñàæàë îí íå â òó ïî÷âó è íå âñõîäèëè îíè, èáî ðîñ òàì áóðüÿí ñîðíÿêîâ èç çàâèñòè, ëæè, ïðåäàòåëüñòâà, ïîäëîñòè è ñòóêà÷åñòâà.

Ñêîðîïîñòèæíî ñêîí÷àâøèéñÿ â õèðóðãè÷åñêîì îòäåëåíèè ïàðòèéíûé áîññ, èçíà÷àëüíî íå íàïðàâèë ñâîè ñòîïû â ìåäèöèíñêîå ó÷ðåæäåíèå äëÿ ëå÷åíèÿ ñóáúåêòîâ «ãîëóáûõ êðîâåé» ïîä íàçâàíèåì ñïåöáîëüíèöà, ïîñêîëüêó íå äîâåðÿë öàðèâøåé òàì ñèñòåìå ëå÷åíèÿ ïðèõîäÿùèìè ïðîôåññîðàìè. Îí ïðîñòî çàñåë çà òåëåôîí è íà÷àë ñîáèðàòü èíôîðìàöèþ ïî ñâîåé òåìå. Ãëàâíûé âîïðîñ, êîòîðûé åãî èíòåðåñîâàë – êîìó ìîæíî ãàðàíòèðîâàííî äîâåðèòü ñâî¸ äðàãîöåííîå çäîðîâüå è æèçíü, èáî îïåðàöèÿ ïðåäñòîÿëà, êàê áû è íå î÷åíü ñëîæíàÿ, íî è íå ïðîñòàÿ. Îí îáçâîíèë íåñêîëüêèõ ãëàâíûõ âðà÷åé ðåñïóáëèêàíñêèõ è ãîðîäñêèõ êëèíè÷åñêèõ áîëüíèö, ðåêòîðîâ ìåäèíñòèòóòà è ìåäàêàäåìèè, ãëàâíûõ õèðóðãîâ ðåñïóáëèêè è ãîðîäà. Ïîñëå êàæäîãî òåëåôîííîãî ðàçãîâîðà, íà ëåæàùåì ïåðåä íèì ëèñòî÷êå ïîÿâëÿëèñü ðàçëè÷íûå ôàìèëèè ñòîëè÷íûõ õèðóðãîâ, íåêîòîðûå èç íèõ ïîâòîðÿëèñü ïî íåñêîëüêó ðàç, äðóãèå — íàõîäèëèñü â ãîðäîì îäèíî÷åñòâå. Çàêîí÷èâ, ïàðòîêðàò ïîäâ¸ë èòî㠖 ñî çíà÷èòåëüíûì îòðûâîì îò îñòàëüíûõ êàíäèäàòîâ â ñïèñêå ôèãóðèðîâàëà îäíà ôàìèëèÿ — Õèðóðãà — è ïîåõàë íàâñòðå÷ó ñâîåé ñóäüáå.

Ïðè ïîñòóïëåíèè áîëüíîé ïðåäúÿâëÿë æàëîáû íà çàòðóäí¸ííîå ãëîòàíèå, ïîíà÷àëó ýïèçîäè÷åñêîå, íî â ïîñëåäíåå âðåìÿ – ïðàêòè÷åñêè ïîñòîÿííîå. Ãëîòàòü áûëî òðóäíî äîñòàòî÷íî òâ¸ðäóþ ïèùó (ìÿñî, õëåá), ïîòîì óæå ìÿãêóþ (êàøè, ïþðå), à ê ìîìåíòó îáðàùåíèÿ – è æèäêóþ (áóëüîí, ÷àé). Èíîãäà, ïðàâäó ãîâîðÿ, ñëó÷àëîñü è òàê, ÷òî æèäêîñòü âîîáùå íå ïðîõîäèëà, à òâ¸ðäàÿ ïèùà «ïðîâàëèâàëàñü» êàê áû ñàìà ïî ñåáå. Òåì íå ìåíåå, âî âðåìÿ åäû ïðèõîäèëîñü áåç êîíöà çàïèâàòü êóøàíüå è ïûòàòüñÿ ãëîòàòü ïî íåñêîëüêó ðàç. Ïîÿâèëèñü òàêæå ÷óâñòâî ææåíèÿ çà ãðóäèíîé è òóïûå ðàñïèðàþùèå áîëè ïîñëå åäû. Èçðåäêà íàáëþäàëîñü ñðûãèâàíèå íåïåðåâàðåííîé ïèùåé. Ïàöèåíò îñîáî ïîä÷åðêíóë, ÷òî ïðîáëåìû íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíû ñ âûïîëíÿåìîé èì îòâåòñòâåííîé, íàïðÿæ¸ííîé è íåðâíîé ðàáîòîé. Ïîõóäåë íà ïÿòü êèëîãðàìì çà ïîñëåäíèå ïîëãîäà.

Îáúåêòèâíî: ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå, ñîçíàíèå ÿñíîå. Ïðàâèëüíîãî òåëîñëîæåíèÿ, íîðìîñòåíè÷åñêîé êîíñòèòóöèè. Êîæà è ñëèçèñòûå áëåäíûå. ßçûê âëàæíûé, îáëîæåí ñåðûì íàë¸òîì. Ñåðäöå – òîíû ïðèãëóøåíû, ðèòìè÷íûå. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå — ñòî ñåìíàäöàòü íà ñåìüäåñÿò ïÿòü ìèëëèìåòðîâ ðòóòíîãî ñòîëáà, ïóëüñ – ñåìüäåñÿò äâà â ìèíóòó, ðèòìè÷íûé, óäîâëåòâî- ðèòåëüíîãî íàïîëíåíèÿ. ˸ãêèå: äûõàíèå æ¸ñòêîå, õðèïîâ íåò. Æèâîò: ìÿãêèé, ñèììåòðè÷íûé, â àêòå äûõàíèÿ ó÷àñòâóåò, ïðè ïàëüïàöèè áåçáîëåçíåííûé. Ïå÷åíü ó êðàÿ ð¸áåðíîé äóãè. Ôèçèîëîãè÷åñêèå îòïðàâëåíèÿ â íîðìå.

Îáùèé àíàëèç êðîâè (íåçíà÷èòåëüíàÿ àíåìèÿ) è ìî÷è — â ïðåäåëàõ íîðìû. Áèîõèìèÿ êðîâè: óìåðåííûå ãèïîíàòðè-, êàëè- è àëüáóìèíåìèÿ. ÝÊà – â ïðåäåëàõ âîçðàñòíûõ èçìåíåíèé. ÔÃÄÑ: ïèùåâîä ðàñøèðåí, ñëèçèñòàÿ ãèïåðåìèðîâàíà, îò¸÷íà. Êàðäèÿ çàêðûòà è èìååò âèä ùåëè ñ íàáóõàþùèìè êðàÿìè. Çëîêà÷åñòâåííîå íîâîîáðàçîâàíèå, ïåïòè÷åñêàÿ ÿçâà ïèùåâîäà, îðãàíè÷åñêàÿ ïîñëåîæîãîâàÿ è ðóáöóþùàÿñÿ ñòðèêòóðû èñêëþ÷åíû. Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ïèùåâîäà ñ êîíòðàñòèðîâàíèåì: ïèùåâîä ðàñøèðåí, íîðìàëüíûé ðåëüåô ñëèçèñòîé îáîëî÷êè îòñóòñòâóåò; êîíòðàñò ñêàïëèâàåòñÿ â äèñòàëüíîì îòäåëå â âèäå óçêîé ñèììåòðè÷íîé âîðîíêè ñ ãëàäêèìè êîíòóðàìè, çàêàí÷èâàþùåéñÿ â ïðîåêöèè êàðäèàëüíîãî æîìà. Êîíñóëüòàöèÿ òåðàïåâòà: ïðîòèâîïîêàçàíèé äëÿ îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà íåò.

Íà îñíîâàíèè àíàìíåçà, îáúåêòèâíûõ è êëèíèêî-ëàáîðàòîðíûõ äàííûõ, à òàêæå ñïåöèàëüíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ, ïàöèåíòó âûñòàâëåí äèàãíîç: «Àõàëàçèÿ êàðäèè II-III ñò.» — è íà÷àòà ïîäãîòîâêà ê îïåðàöèè.

Âïåðâûå ýòî çàáîëåâàíèå îïèñàë àíãëèéñêèé âðà÷ Thomas Willis â òûñÿ÷à øåñòüñîò ñåìüäåñÿò ÷åòâ¸ðòîì ãîäó, íî ïàòîãåíåç åãî â íàñòîÿùåå âðåìÿ äî êîíöà íå âûÿñíåí. Äëÿ àõàëàçèè êàðäèè õàðàêòåðíà å¸ íåñïîñîáíîñòü ðàññëàáëÿòüñÿ â îòâåò íà ãëîòàíèå.  îòå÷åñòâåííîé ëèòåðàòóðå êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó áîëåçíè âïåðâûå óïîìÿíóë Í.Â. Ýêê.  òûñÿ÷à âîñåìüñîò ñîðîê ÷åòâ¸ðòîì ãîäó Ñ.Ï. Áîòêèí â «Êëèíè÷åñêèõ ëåêöèÿõ» ïîäðîáíî îïèñàë ñèìïòîìàòèêó, äèôäèàãíîñòèêó è ëå÷åíèå «ïàðàëèòè÷åñêîãî ñóæåíèÿ ïèùåâîäà». Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ïðè äàííîé ïàòîëîãèè ïîðàæàåòñÿ ïàðàñèìïàòè÷åñêèé îòäåë âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû, â îñíîâíîì, èíòðàìóðàëüíûé àïïàðàò – àóýðáàõîâñêîå ñïëåòåíèå, à òàêæå âîëîêíà áëóæäàþùåãî íåðâà.  ðåçóëüòàòå ðàçìûêàíèÿ íåðâíî-ðåôëåêòîðíîé äóãè íàðóøàåòñÿ ðåôëåêñ ðàñêðûòèÿ êàðäèè. Îñíîâûâàÿñü íà äàííîé êîíöåïöèè, Perry íàçâàë ýòî çàáîëåâàíèå àõàëàçèåé, õîòÿ â ïðàêòèêó ââ¸ë åãî À. Hurst (1914).  Ðîññèè íàèáîëüøåå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîëó÷èë òåðìèí «êàðäèîñïàçì», êîòîðûé ïðåäëîæèë â òûñÿ÷à äåâÿòüñîò ÷åòâ¸ðòîì ãîäó Johann Mikulicz-Radecki, ïîëàãàÿ, ÷òî â ðåçóëüòàòå ïîðàæåíèÿ ïàðàñèìïàòè÷åñêîé âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû íàñòóïàåò ñïàçì íèæíåãî ïèùåâîäíîãî ñôèíêòåðà.

Äðóãèå àâòîðû ñ÷èòàþò, ÷òî çàáîëåâàíèå ðàçâèâàåòñÿ èç-çà âðîæä¸ííîãî îòñóòñòâèÿ, óìåíüøåíèÿ ãàíãëèîçíûõ êëåòîê èëè äåãåíåðàòèâíûõ èçìåíåíèé èíòðàìóðàëüíûõ ãàíãëèîçíûõ ýëåìåíòîâ â ìûøå÷íîì è ïîäñëèçèñòîì ñëîÿõ êàðäèè è àáäîìèíàëüíîì îòäåëå ïèùåâîäà (Á.Â. Ïåòðîâñêèé).  ëèòåðàòóðå äàííàÿ ïàòîëîãèÿ îáîçíà÷àåòñÿ òàêæå êàê ôðåíîñïàçì, èäèîïàòè÷åñêîå (êàðäèîòîíè÷åñêîå) ðàñøèðåíèå ïèùåâîäà, ìåãàýçîôàãóñ è äð. Ìåæäó òåì, â ïîñëåäíèå ãîäû ïîÿâèëèñü ðàáîòû, êîòîðûå ïðîâîäÿò ÷¸òêóþ ãðàíèöó ìåæäó àõàëàçèåé ïèùåâîäà è êàðäèîñïàçìîì, ñ÷èòàÿ èõ îòäåëüíûìè ñàìîñòîÿòåëüíûìè íîçîëîãè÷åñêèìè åäèíèöàìè, ÷òî îáóñëîâëåíî ðàçëè÷íûì óðîâíåì ïîðàæåíèÿ ïàðàñèìïàòè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû. Ó îäíèõ áîëüíûõ ñòðàäàþò ïðåèìóùåñòâåííî ïðåãàíãëèîíàðíûå íåéðîíû äîðñàëüíîãî ÿäðà áëóæäàþùèõ íåðâîâ, è â ìåíüøåé ñòåïåíè – íåéðîíû àóýðáàõîâñêîãî ñïëåòåíèÿ, ó äðóãèõ — áîëüøåé ÷àñòüþ — ïîñòãàíãëèîíàðíûå íåéðîíû.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ äëÿ ëå÷åíèÿ íà÷àëüíûõ ñòàäèé àõàëàçèè ïðèìåíÿþò, â îñíîâíîì, êîíñåðâàòèâíûå ìåòîäû – áàëîííóþ êàðäèîäèëàòàöèþ, à òàêæå ýíäîñêîïè÷åñêîå èíòðàñôèíêòåðíîå ââåäåíèå áîòóëîòîêñèíà À (äèñïîðò).

Áîëüøèíñòâî ðàííèõ îïåðàòèâíûõ ìåòîäîâ îñíîâàíû íà ïðèìåíåíèè ïðîäîëüíîé âíåñëèçèñòîé ýçîôàãîêàðäèîìèîòîìèè, ïðåäëîæåííîé E. Heller (1913). Ìûøå÷íàÿ îáîëî÷êà êàðäèè è êàðäèàëüíîãî îòäåëà ïèùåâîäà ðàññåêàåòñÿ ïðîäîëüíî ïî ïåðåäíåé è çàäíåé ñòåíêàì íà ïðîòÿæåíèè âîñüìè-äåñÿòè ñàíòèìåòðîâ. Íåäîñòàòêàìè ìåòîäà ÿâëÿþòñÿ îáðàçîâàíèå äèâåðòèêóëîâ, ðóáöîâîé äåôîðìàöèè, ïîâðåæäåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è ðàçâèòèå ïåïòè÷åñêîãî ýçîôàãèòà. Ïîýòîìó

â äàëüíåéøåì áûëè ïðåäëîæåíû ðàçëè÷íûå ìîäèôèêàöèè ìåòîäà Ãåëëåðà, ñ öåëüþ çàêðûòèÿ îáíàæ¸ííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ñòåíêàìè ðÿäîì ðàñïîëîæåííûõ îðãàíîâ.  ÷àñòíîñòè, Ò.À. Ñóâîðîâà (1960) ïðåäëîæèëà ïîäøèâàòü ïåðåäíþþ ñòåíêó ìîáèëèçîâàííîãî äíà æåëóäêà ê êðàÿì äåôåêòà ìûøå÷íîé îáîëî÷êè ïèùåâîäà ïîñëå ïðîäîëüíîé âíåñëèçèñòîé êàðäèîìèîòîìèè.

Áîëüíîìó, ïîä îáùèì îáåçáîëèâàíèåì, áûëà âûïîëíåíà îïåðàöèÿ Ãåëëåðà-Ñóâîðîâîé, âî âðåìÿ êîòîðîé â îáëàñòè êàðäèè, ïî ïåðåäíåé ñòåíêå, îáíàðóæåíî èíòðàìóðàëüíîå îáðàçîâàíèå òóãî-ýëàñòè÷íîé êîíñèñòåíöèè, ïîäâèæíîå, äèàìåòðîì îêîëî îäíîãî ñàíòèìåòðà. Áåç ïîâðåæäåíèÿ ñëèçèñòîé, òóïî, äèãèòàëüíî, îáðàçîâàíèå âûäåëåíî, óäàëåíî è cito îòïðàâëåíî íà ïàòîãèñòîëîãèþ. Çàêëþ÷åíèå: íåâðèíîìà. Ïîñêîëüêó ýíäîñêîïè÷åñêè è ðåíòãåíîëîãè÷åñêè íàëè÷èå îïóõîëè â äîîïåðàöèîííîì ïåðèîäå èäåíòèôèöèðîâàíî íå áûëî, òî îïåðàöèîííàÿ «íàõîäêà» ÿâèëàñü ïîëíåéøåé íåîæèäàííîñòüþ äëÿ Õèðóðãà, à òàêæå, îòêðîâåííî ãîâîðÿ, åãî àññèñòåíòà íà îïåðàöèè è ëå÷àùåãî âðà÷à ïàöèåíòà (ìåíÿ), ñïåöèàëèñòîâ èíñòðóìåíòàëüíîé äèàãíîñòèêè è ñîòðóäíèêîâ õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ.  ïðåäîïåðàöèîííîé, ñ ó÷¸òîì ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà ïàöèåíòà, ñîñòîÿëñÿ êîðîòêèé êîíñèëèóì ñ ïðèãëàøåíèåì ïðîôåññîðà, äîöåíòîâ êàôåäðû, íà÷ìåäà è çàâîòäåëåíèåì ñ âûíåñåíèåì êîëëåãèàëüíîãî ðåøåíèÿ.

Ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä ïðîòåêàë áåç îñëîæíåíèé. Íà òðåòüè ñóòêè áîëüíîé ïåðåâåä¸í èç ðåàíèìàöèè â õèðóðãè÷åñêîå îòäåëåíèå, íà ïÿòûå — ñòàë ñàäèòüñÿ è õîäèòü ïî ïàëàòå, íà ñåäüìûå – â ïðèñóòñòâèè æåíû ïðîèçîøëà âíåçàïíàÿ îñòàíîâêà ñåðäöà. Ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ óñïåõà íå èìåëè, íà ôîíå îñòðîé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè íàñòóïèëà ñìåðòü.

Ãðîìû è ìîëíèè ìåòàëè ïàðòèéíûå áîíçû, áåç âòîðîé îáóâè è õàëàòîâ ââàëèâøèåñÿ â õèðóðãè÷åñêîå îòäåëåíèå. Îñòàâëÿÿ íà ïîëó ãðÿçíûå ðàçâîäû è, òû÷à óêàçàòåëüíûìè ïàëüöàìè â ïîòîëîê, íà ïîâûøåííûõ òîíàõ, ñîâåðøåííî íå îáðàùàÿ âíèìàíèÿ íà áîëüíûõ, îíè ãðîçèëè ðàçáîðêàìè, âûâåäåíèåì íà ÷èñòóþ âîäó, èçãíàíèåì èç ñâÿùåííûõ ðÿäîâ ïàðòèè è óâîëüíåíèåì ñ «âîë÷üèì áèëåòîì».

Íà Õèðóðãà áûëî òÿæåëî ñìîòðåòü. Ñêàçàòü, ÷òî îí ñèëüíî ïåðåæèâàë ñìåðòü ñâîåãî ïàöèåíòà – çíà÷èò, íå ñêàçàòü íè÷åãî. Îí ïîïðîñèë âðåìåííî îñâîáîäèòü åãî îò äðóãèõ çàïëàíèðîâàííûõ îïåðàöèé è, ó÷èòûâàÿ åãî êîëîññàëüíûé àâòîðèòåò, åìó ïîøëè íàâñòðå÷ó. Òåì íå ìåíåå, íà óòðåííåì ðàïîðòå, ïðîôåññîð, âñåãäà âèäåâøèé â Õèðóðãå êîíêóðåíòà íà ñâî¸ ìåñòî, íå ïðåìèíóë çàìåòèòü, ÷òî êðàéíå óäèâë¸í èñõîäîì òàêîé, «â îáùåì-òî, íåñëîæíîé îïåðàöèè», è ÷òî ïàòîëîãîàíàòîìû äîëæíû «ñäåëàòü ïðàâèëüíûå âûâîäû» â ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè. Ïîñëå ýòîãî îí øâûðíóë ñ êàôåäðû â ìîþ ñòîðîíó èñòîðèþ áîëåçíè, è íà ýòîì ïÿòèìèíóòêà çàêîí÷èëàñü.

Âñêðûòèå ïîêàçàëî, ÷òî õèðóðãè÷åñêîå âìåøàòåëüñòâî íå ÿâèëîñü íåïîñðåäñòâåííîé ïðè÷èíîé ëåòàëüíîãî èñõîäà â ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå. Íî ïîñêîëüêó êîìàíäà «Ôàñ!» óæå ïðîçâó÷àëà, íè÷åãî íå îñòàâàëîñü äåëàòü, êàê óñòðîèòü ïîêàçàòåëüíûé «ðàçáîð ïîë¸òîâ».

 àóäèòîðèè, êóäà «ñîãíàëè» ìíîãèõ õèðóðãîâ, ïàòîëîãîàíàòîìîâ è âðà÷åé äðóãèõ ñïåöèàëüíîñòåé ñî âñåãî ãîðîäà, ÿáëîêó íåãäå áûëî óïàñòü. Áåç âñÿêîãî ñîìíåíèÿ, ñòàëî ÿñíî – «êàçíü» áóäåò ïîêàçàòåëüíîé, ÷òîáû äðóãèì íåïîâàäíî áûëî ïàðòðàáîòíèêîâ «ðåçàòü» è çà ñâîè «ïðåñòóïíûå äåëèøêè» îòâå÷àòü ïî âñåé ñòðîãîñòè ïðîôåññèè è çàêîíà.  ïðåçèäèóìå – íà÷àëüíèêè Óïðàâëåíèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ ãîðîäà è îòäåëà ëå÷åáíîé ïîìîùè Ìèíçäðàâà, ãëàâíûå âíåøòàòíûå ñïåöèàëèñòû è ïð. Ïîñëå «ïëàìåííîãî» âûñòóïëåíèÿ êóðàòîðà îáêîìà ïàðòèè, íàïðÿæåíèå äîñòèãëî ñâîåãî ìàêñèìàëüíîãî íàêàëà, è ñëîâî ïðåäîñòàâèëè ãëàâíîìó õèðóðãó ðåñïóáëèêè.

Ãëàâíûé ñïåöèàëèñò ïî îïåðàòèâíûì âìåøàòåëüñòâàì, äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, áûë «ñòàðûì ìóäðûì åâðååì», õîðîøî çíàë Õèðóðãà íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò, è ñàì íåîäíîêðàòíî íàïðàâëÿë ê íåìó ñëîæíûõ ïàöèåíòîâ. Íå òî, ÷òîáû îíè äðóæèëè, íî óâàæàëè äðóã äðóãà îäíîçíà÷íî. È åù¸ îí çíàë, ÷òî íèêàêîé âèíû îïåðàòîðà â ñëó÷èâøåìñÿ íåò – âíåçàïíî «îòêàçàëî ñåðäöå», ÷òî, â ïðèíöèïå, ìîæåò ïðîèçîéòè (è íåðåäêî ïðîèñõîäèëî) ñ ëþáûì áîëüíûì. Âîò åñëè áû îí óìåð «íà ñòîëå» — òóò åù¸ ìîæíî áûëî ñîçäàòü ïðåöåäåíò, «óñòðîèòü ðàçáîðêó», à òàê… Äà äàæå åñëè áû è «íà ñòîëå» — íå îøèáàåòñÿ, êàê èçâåñòíî, òîëüêî òîò, íè÷åãî íå äåëàåò, à â õèðóðãèè è áåç îøèáîê â ëþáîé ìîìåíò ìîæåò ñëó÷èòüñÿ íåïðåäâèäåííîå. ×åñòíî ãîâîðÿ, ãëàâíûé õèðóðã îòíîñèëñÿ ê ïàðòèè, ñêàæåì òàê, ñäåðæàííî è íå ïëàíèðîâàë ñëåïî, êàê îïðè÷íèê, èñïîëíÿòü ÷üè-òî äèëåòàíòñêèå ïðèõîòè, òåì áîëåå, ÷òî ñâîèõ îí íèêîãäà íå ñäàâàë. Ðóãàë, îò÷èòûâàë, íàêàçûâàë, íî – íå ñäàâàë. È íà ýòîò ðàç íå ñîáèðàëñÿ íèêîãî ïîäñòàâëÿòü. Íàêàíóíå êîíôåðåíöèè îí ïîçâîíèë Õèðóðãó äîìîé, îáúÿñíèë ñèòóàöèþ, ïîääåðæàë ìîðàëüíî è îáåùàë ÷òî-íèáóäü ïðèäóìàòü, äàáû ñìÿã÷èòü íåïðèÿòíûé óäàð ñóäüáû. À ÷òî òóò ìîæíî áûëî ñîîáðàçèòü, åñëè ñïëåòíè óæå ðàñòàùèëè íà âåñü ãîðîä, êðàñíûå ôëàæêè ðàññòàâëåíû, à ñâîðà ïðåäàííûõ õîëîïîâ, íåòåðïåëèâî ïîâèçãèâàþùèõ, òîëüêî è æäàëà, îáëèçûâàÿñü, ñïóñêà ñ ïîâîäêîâ? Íî åâðåé – îí è â Àôðèêå åâðåé – è îí ïðèäóìàë. È óæå ãëóáîêîé íî÷üþ, îòõîäÿ êî ñíó, äîâîëüíûé ñàìèì ñîáîé, îí îáëèçíóë ñâîè òîëñòûå ãóáû ñ çàñòûâøåé åõèäíîé óëûáêîé, ïðåäâêóøàÿ ñêîðóþ ðåàëèçàöèþ ñâîåãî ãåíèàëüíîãî ïëàíà.

…Îáòåêàåìî è îáîáù¸ííî âûðàçèâ ñâî¸ ìíåíèå, ãëàâíûé õèðóðã ïåðåäàë ñëîâî ìèíèàòþðíîé, õóäåíüêîé æåíùèíå- ïàòîëîãîàíàòîìó, çàìåíèâøåé â ïîñëåäíþþ ìèíóòó ñâîþ êîëëåãó, ïðîâîäèâøóþ âñêðûòèå, íî «âíåçàïíî» çàáîëåâøóþ. Äëÿ òîãî, ÷òîáû å¸ âñåì áûëî âèäíî è ñëûøíî èç-çà âûñîêîé òðèáóíû, ïðèøëîñü èñêàòü ïîäñòàâêó, êîòîðóþ íå íàøëè, îãðàíè÷èâøèñü ñòóëîì.

Ïðîçåêòîð, âåðîÿòíî, âïåðâûå âûñòóïàëà ïåðåä òàêîé ñîëèäíîé àóäèòîðèåé, à ïîòîìó, âöåïèâøèñü â òðèáóíó, ñâåðêàÿ î÷êàìè è, ðàñêà÷èâàÿñü êàê ìàÿòíèê íà ñòóëå, ïèñêëÿâûì ãîëîñîì çàòàðàòîðèëà çàðàíåå ïîäãîòîâëåííóþ «ñòàðøèìè òîâàðèùàìè» îáëè÷èòåëüíóþ ðå÷ü. Óäèâèòåëüíî, íî êàê òîëüêî îíà ïðîèçíåñëà ïåðâûå íåñêîëüêî ôðàç, íàïðÿæåíèå â çàëå ñëîâíî ðàñòâîðèëîñü, êîå-ãäå ïîñëûøàëèñü ñìåøêè è ïîêà ñîëèòàðíûå âñõëèïû, êîòîðûå áûâàþò â ñëó÷àå, åñëè ÷åëîâåê ïûòàåòñÿ â ïðèëè÷íîì îáùåñòâå ïîäàâèòü ñìåõ. Äàëüøå – áîëüøå. Óæå ÷ëåíû óâàæàåìîãî ïðåçèäèóìà ïðèêðûâàëè ðòû ëàäîøêàìè, à íåêîòîðûå «ýêçåêóòîðû» ñòàëè äåìîíñòðàòèâíî îòâîðà÷èâàòüñÿ â ñòîðîíó, äåëàÿ âèä, ÷òî âûòèðàþò ëèöî íîñîâûì ïëàòêîì. Êàê íè ïûòàëñÿ óëûáàþùèéñÿ ïðåäñåäàòåëüñòâóþùèé íàâåñòè ïîðÿäîê â àóäèòîðèè – âñ¸ áûëî òùåòíî. Âûñòóïàâøàÿ, ñëîâíî îïûòíûé ïèîíåð, ðàçâîäÿùèé â ìîêðîì ëåñó êîñò¸ð, ñëîâî çà ñëîâîì äîáàâëÿëà èñêîðêè âåñåëüÿ â âîññåäàâøèå ðÿäû êîëëåã, êîå êòî èç êîòîðûõ, îñîáåííî â çàäíèõ ðÿäàõ, óæå ñîãíóëñÿ ïîïîëàì îò áåççâó÷íîãî õîõîòà, íå â ñèëàõ ïðîòèâîñòîÿòü óñëûøàííîìó.

Ïðè÷èíà òàêîãî âåñåëüÿ áûëà áàíàëüíà è îðäèíàðíà. Ïàòîëîãîàíàòîì êàðòàâèëà; ãóãíÿâèëà æóòêî, íåùàäíî è ÷óäîâèùíî. Äàæå äåäóøêå Ëåíèíó ñ åãî èçâåñòíîé ôðàçîé – «åòè ïîèòè÷åñêèå ïõîñòèòüþòêè ïüåäàëè åâîëþñèþ» — áûëî äî íå¸ îõ êàê äàëåêî! È ýòî áûë íå ïðîñòî «ôåôåêò ôèõñèè», êàê ãîâîðèë âåëèêèé þìîðèñò Àðêàäèé Ðàéêèí. È ýòî áûëè íå ïðîñòî äèñëàëèÿ è ïàðàëàëèÿ â êâàäðàòå, ýòî áûëî êîñíîÿçû÷èå, ãðàññèðîâàíèå è øåïåëÿâîñòü â êóáå. Áóêâû «ö», «÷», «ù», «ø», «æ», «ç», «ð», «ë» è äðóãèå, êàêèì-òî íåâåäîìûì ïóò¸ì íà õîäó ìåíÿëèñü ìåñòàìè, ôîðìèðóÿ èç ðå÷è êëåéêóþ îäíîðîäíóþ øèïÿùóþ ìàññó, âëèâàþùóþñÿ â óøíûå ðàêîâèíû ä¸ðãàþùåãîñÿ îò ãîìåðè÷åñêîãî õîõîòà âðà÷åáíîãî ñîîáùåñòâà.

Ñëåäóåò ïîä÷åðêíóòü, ÷òî ñàìà ëåêòîð ñîâåðøåííî íå îáðàùàëà âíèìàíèÿ íà êëîíèêî-òîíè÷åñêîå ñóäîðîæíîå ñîñòîÿíèå àóäèòîðèè, à ñ ñàìûì ñåðü¸çíûì âûðàæåíèåì ëèöà ïðîäîëæàëà ïîýòàïíî çà÷èòûâàòü ïðîòîêîë ïàòîëîãîàíàòîìè÷åñêîãî âñêðûòèÿ. Êîãäà îíà ïðîèçíåñëà ôðàçó: «Ïîöêè ïóñûñòûå, ïóñûñòûå», êòî-òî íå âûäåðæàë è, äàâÿñü îò ñìåõà, âûêðèêíóë: «À ïå÷åíü?». «Ïåöåíü? Ïåöåíü… Ïåöåíü íå óâåëèöåíà», — áûë îòâåò.

Çàë ðûäàë è ïëàêàë.

…Ãðîçà, êîòîðóþ ñ íåòåðïåíèåì òàê îæèäàëà ÷àñòü ìåäèöèíñêîãî ñîîáùåñòâà, ïðîøëà ñòîðîíîé, îñòàâèâ íà ãëàçàõ ìíîãèõ áðûçãè ñë¸ç íå ïå÷àëè è ãîðÿ, íî ðàäîñòè è âåñåëüÿ.

Ïî÷òè íè ó êîãî óæå íå áûëî æåëàíèÿ â ÷¸ì-òî ðàçáèðàòüñÿ è êîãî-òî îáñóæäàòü ïîñëå íàñûùåííîãî òðóäîâîãî äíÿ, ñäîáðåííîãî õîðîøåé ïîðöèåé þìîðà.

Ñäåðæàòü, âûòåêàþùóþ èç äóøíîé àóäèòîðèè, è, ñìåþùóþñÿ íà õîäó òîëïó, áûëî ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî.

Íèêòî íå îáðàòèë âíèìàíèÿ íà äâóõ ëþäåé â êîðèäîðå, êîòîðûå îáìåíÿëèñü êðåïêèì ðóêîïîæàòèåì, à ïîòîì îäèí èç íèõ ïîõëîïàë äðóãîãî ïî ïëå÷ó è ñêàçàë ÷òî-òî îáîäðÿþùåå. Ýòî áûëè ãëàâíûé õèðóðã ðåñïóáëèêè è Õèðóðã.

Îíè áûëè ò¸çêàìè, ïðîôåññèîíàëàìè è ïîðÿäî÷íûìè ëþäüìè.

Îíè áûëè íàñòîÿùèìè êîëëåãàìè.

Äëÿ áîëüøèíñòâà ðóññêèõ äîêòîðîâ è âðà÷åé ñîâåòñêîé çàêàëêè ïîíÿòèÿ î ñîâåñòè, ÷åñòè è äîñòîèíñòâå áûëè íå ïðîñòî ïóñòûì çâóêîì.

Ñåé÷àñ ýòîãî ìíîãèì íå ïîíÿòü.

Ìû òåðÿåì ýòè êà÷åñòâà ïîñòåïåííî, íî áåçâîçâðàòíî.

 ÌÊÁ (ìåæäóíàðîäíîé êëàññèôèêàöèè áîëåçíåé) ìîæåò ïîÿâèòüñÿ íîâàÿ íîçîëîãèÿ ïîä íàçâàíèåì «Äóõîâíàÿ àõàëàçèÿ».

 êîãî ìû ìîæåì òðàíñôîðìèðîâàòüñÿ?

 ðàâíîäóøíûõ, áåçðàçëè÷íûõ, áåçäóõîâíûõ îñîáåé â ÷åëîâå÷åñêîé îáîëî÷êå?

Ìîæåò, åù¸ íå ïîçäíî îñòàíîâèòüñÿ, îäóìàòüñÿ, èçìåíèòüñÿ?

Îòðûâîê èç êíèãè «Èç æèçíè âðà÷à «Ñêîðîé ïîìîùè», Êàçàíü, 2016.

https://proza.ru/2016/09/10/1244

*******

Ñâåòëîé ïàìÿòè ìîåãî îòöà, ïåðâîãî Ó÷èòåëÿ â ïðîôåññèè è æèçíè —

Ìàâðèíà Ìèõàèëà Èâàíîâè÷à,

äîêòîðà ìåäèöèíñêèõ íàóê, õèðóðãà ñ 65-ëåòíèì ñòàæåì,

õóäîæíèêà, êëèíè÷åñêîãî ôèçèîëîãà, ïîðÿäî÷íîãî ÷åëîâåêà —

Ï Î Ñ Â ß Ù À Å Ò Ñ ß …

Àâòîð ïîñòà: Âðà÷ ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè Ìàâðèí Â.Ì.

Источник